Арсен Акопян
Сайт для друзей





Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. Само слово – готика, в культуре ренессанса обозначало скорее ругательство, чем что-то достойное внимания. Так римляне называли все связанное с варварством средних веков, ассоциируя его с древним племенем готов, разрушивших Рим. В первую очередь подразумевался недоразвитый латинский язык и безграмотность.

Сама же примитивная и тяжелая архитектура чаще называлась немецкой – «tedesca» (итал.), а готикой ее впервые назвал Рафаэль, докладывая папе Льву Х о процессе строительства в Ватикане собора Св. Петра. Но, несмотря на такое пренебрежительное значение термина во время его появления, готика стала венцом, апогеем средневековья ставя точку в развитии первого, собственно европейского искусства. Можно сказать, что до готики в Западной Европе своего архитектурного искусства и не было. В отличие от Византии, находящейся во многом в более выгодных условиях и по климату и по греческому культурному наследию, западу пришлось многое преодолевать и в смысле природных условий, ландшафта, разноплеменности населения. Но в итоге, как это часто и бывает, трудности помогли сформировать свое, новое и необычное, переосмыслить и открыть многое заново.

Конечно же, без христианства готики как таковой не было бы. Так как жизнь средневекового города концентрировалась вокруг собора, то это здание начало нести дополнительные нагрузки и в эстетических и в архитектурно-практических требованиях. Романские базилики, тяжелые, с маленькими окнами, к тому же не могли вместить внутри много народа, так как крестообразная форма здания не позволяла его увеличивать из-за растущей нагрузки от тяжелых каменных сводов. И тогда на помощь пришла высокая, заостренная арка, которая дает минимальный боковой распор на стены, а значит, позволяет на порядок увеличивать и площадь, и высоту здания. Таким образом, вся таинственность, летучесть готического храма – следствие «брака» нервюры - каркасной арки и аркбутана – наклонной арки. Система получилась ажурной, летящей в воздухе и в то же время очень прочной. Освобожденные от тяжести стены также стали легкими, прорезанными огромными окнами, в которых художникам «пришлось» вставить витраж. В огромных залах нужно было ставить скульптуру, чтобы убрать пустоту – снова работа для художников и скульпторов.

В итоге можно сказать, что благодаря решению одной архитектурной проблемы родилось целое направление в искусстве, и создался, как бы сам по себе стиль таинственный и прекрасный – готика.


 (581x420, 51Kb)

 (699x642, 564Kb)

74942 (371x590, 45Kb)

 (400x391, 33Kb)

 (550x469, 103Kb)

 (700x545, 125Kb)