Арсен Акопян
Сайт для друзей





Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В святые спасительные дни Великого поста в центре храма на аналое обычно устанавливается икона страждущего Спасителя в терновом венце, чтобы мы все, дорогие братья и сестры, осознавали, какой великой ценой – ценой крестной смерти безгрешного Христа Спасителя нашего были искуплены и прощены все наши грехи. По слову святого пророка Исаии, «Он уязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5).


Но все мы, христиане, можем воспринять плоды искупления только тогда, когда с нашей стороны будет движение навстречу Господу, если мы свою немощную человеческую волю сумеем покорить всемогущей воле Божией. Ведь Господь спасает нас не без нас, - учит преп. Максим Исповедник. А потому в самый канун Великого поста мы слышали такие евангельские слова «Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). Из этих евангельских слов следует, что прощение наших грехов Господом напрямую зависит от того, умеем ли мы прощать согрешения других людей.

Кажется, что прощать очень легко, но опыт жизни многих людей, да и наш собственный опыт, показывает, что изглаживать из своего сердца обиды бывает очень и очень непросто. Если бы это было так легко, как нам иногда кажется, то еще здесь на земле мы жили бы, как в раю. Мы бы не делились по национальному и религиозному признаку, не запирали бы свои двери друг перед другом на тяжёлые замки, не прятали бы свои деньги.… У нас было бы все общее, как в первой христианской общине, члены которой ещё не растеряли свою первую горячую любовь к воскресшему Спасителю и друг к другу.

Простить другому человеку – это не значит, как мы часто думаем, закрыть глаза на его немощи и недостатки, сказав: «Ладно, пусть живет, как ему хочется - если он прелюбодей, пусть прелюбодействует, если пьяница, пусть пьянствует, если вор, пусть ворует!» К этому ныне нас через средства массовой информации призывают ярые поборники так называемой демократии и общественной толерантности. Но такое прощение может свидетельствовать лишь о том, что к этому человеку мы совершенно равнодушны, он нам совсем не дорог. Простить – это значит воспринять его проблемы, его грехи, его немощи, как свои собственные и быть готовыми даже пострадать ради его исцеления и спасения, как пострадал на кресте за всех нас, грешников, безгрешный Господь.

Умеем ли мы так прощать, как прощает нас Господь? Для такого прощения надо хотя бы немного уподобиться Господу в Его смирении, терпении, кротости, милосердии, любви. Не случайно день Прощеного воскресенья Церковь установила не в конце, не в середине, а в самый канун Великого поста. В этот день нам ставится задача на весь пост, а в конечном итоге на всю нашу жизнь – научиться прощать друг друга. Лишь тому, кто умеет прощать, прощаются его грехи и только такой человек может, по слову святого апостола Павла, искренне и от всей души радоваться с радующимися и плакать с плачущими.

В древности, как свидетельствуют летописцы, когда возникала какая-то серьезная проблема - военная угроза, эпидемия болезни, то люди сразу осознавали, что это попущение Божие за их грехи и накладывали на себя строгий пост, творили сугубые молитвы, чтобы им научиться прощать друг друга и получить прощение от Господа. Ныне секулярный мир совершенно забыл об этом средстве, а если кто-то и говеет, то чаще всего пытается свести свой пост и молитву до минимума, так на всякий случай, для поддержания формы. А потому наши проблемы не только не уменьшаются, а ещё более и более, как снежный ком нарастают.

Все наши личные, общественные, религиозные проблемы, все эти расколы и ереси, многочисленные семейные дрязги, разводы, наши болезни, кризисы, возникают из-за того, что мы всячески стараемся избегать прощения. Придумываются все новые и новые законы, изобретаются бесчисленные лекарства от болезней, нас заставляют прятать свои лица под марлевыми повязками…. Всё это, на какое-то непродолжительное время, может быть, нас ограждает и спасает. Но складывается впечатление, что это делается, как будто лишь для того, чтобы как можно дальше оттянуть время и чтобы друг другу, сосед соседу, муж жене и жена мужу, дети родителям, начальники подчиненным и подчиненные начальникам, политики политикам, не сказали святое и всесильное слово «прости».

Итак, взирая на икону страждущего Спасителя, в Великий пост главное, чему будем учиться - не убегать от своих проблем, прячась друг от друга за юридическими законами, толстыми стенами, бронированными дверьми, марлевыми повязками, а будем учиться, по заповеди Божией, носить немощи друг друга, будем учиться прощать. Если мы научимся прощать, тогда Господь простит наши грехи, исцелит страсти, которые нас разделяют, сеют между нами вражду и недоверие. Тогда в дни светлого Христова Воскресения наше христосование друг с другом не будет только данью традиции, а будет, как в первых древних христиан действительно лобзанием любви. Аминь.
Игумен Маркелл (Павук)