Арсен Акопян
Сайт для друзей





В давние времена, когда единственной утварью замков была грубая мебель, а пол для тепла устилался сеном, люди пытались создать некое подобие уюта, вешая шпалеры на стены.
Шпалерами называются безворсные настенные ковры с сюжетными и орнаментальными композициями.
 (699x494, 106Kb)
Искусство изготовления гобеленов (шпалер) имеет древнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте.

Шпалеры были широко распространены в Западной Европе, начиная с XII — XIII веков. Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло.
 (346x500, 73Kb)
Расцвет шпалерного ткачества приходится на конец XIV-XVI века. В эту эпоху шпалеры были одним из самых популярных видов искусства. Красочные ковры преображали интерьеры средневековых замков, одновременно утепляя их холодные стены.
 (333x500, 78Kb)
Шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, во время турниров — на трибунах для зрителей. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.
 (500x474, 87Kb)
Главные центры их производства — города Франции и Фландрии:Париж, Аррас, Турне, Брюссель. Тканые ковры нередко назывались по имени города или мануфактуры, прославившихся своими изделиями.
 (306x500, 64Kb)
Часто употребляемый термин «гобелен» имеет свою историю:
Фламандские мастера купили красильню семьи Гобеленов под Парижем и превратили её в шпалерную мастерскую, унаследовавшая это имя; гобеленами стали называться и ее изделия, пользовавшиеся огромным успехом.
 (333x500, 62Kb)
Через 60 лет мастерская, объединив все шпалерные мастерские Парижа, превратилась в Королевскую мануфактуру Гобеленов. С этого времени "гобелен" превратился в обозначение стенных ковров во многих странах мира.
ac025 (328x500, 72Kb)
В русский язык оба термина вошли в XVIII веке (большую роль, в этом сыграло, в частности, основание в 1717 году Петербургской шпалерной мастерской).
 (500x318, 66Kb)
Гобелены ткутся по образцу из цветных шелковых и шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются.
Картон или "большой шаблон" ("grand patron") — это модель шпалеры в натуральную величину. Он является отправной точкой для всякой шпалеры.
 (500x386, 67Kb)
Содержание гобеленов стало совершенствоваться с наступлением Ренессанса. Заказчики хотели видеть оригинальные сюжеты на мифологические и религиозные темы, иногда жанровые и галантные сцены из жизни. Картоны стали заказывать известным художникам.(Рафаэль, Гойя, Байеу, Буше).
 (500x484, 107Kb)
Как правило, шпалеры заказывались и исполнялись сериями, которые насчитывали иногда до двенадцати и более ковров, объединенных общей темой. Иногда Мастеру заказывали "малый шаблон", который часто был написан маслом на холсте, а другой художник создавал большой эскиз-копию для ткача, так, например, работал Лебрен для мануфактуры Гобеленов.
Фламандские гобелены
 (699x507, 173Kb)

 (699x441, 79Kb)

 (700x552, 183Kb)

 (699x444, 165Kb)

p10001 (699x449, 75Kb)

 (699x546, 220Kb)

 (699x518, 204Kb)

 (700x680, 117Kb)

p16002 (700x531, 114Kb)

(C) KRASOTA


2009-12-18