Арсен Акопян
Сайт для друзей







Искусные ацтекские скульпторы изобразили на этом камне всю предшествующую историю мира, как они её понимали, начиная с момента его сотворения

Каменный диск разделён на несколько концентрических окружностей, в каждой из которых высечены замысловатые символические надписи. Чтобы лучше их рассмотреть, увеличьте изображение репродукции или рисунка:



Лик бога Солнца Тонатиу, центр диска
В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу, символизируя Пятое Солнце, эпоху, в которую мы живём.


Цвет его белокурых волос ассоциируется с солнечными лучами.
Его корона, украшение в носу, сережки и ожерелье великолепны, какими и подобает быть украшениям главного божества. Лицо Тонатиу сморщено из-за преклонного возраста, ведь Пятое Солнце уже очень старое и близится к концу своего цикла.Изо рта высовывается язык в виде обсидианового ножа, показывая, что бога необходимо питать кровью и человеческими сердцами.

Легенда о четырёх эрах человечества
1-е кольцо



По сторонам от центра изображены руки бога Тонатиу, подобно когтям орла сжимающие человеческие сердца.
Также вокруг центральной фигуры размещены четыре сектора, символизирующие 4 предшествующих исторических возраста. Название каждой эпохи указывает путь её разрушения.



Первое, самое древнее из Солнц, представлено богом-ягуаром Оселотонатию (вверху справа):

«Во время этого Солнца землю населяли великаны, но были истреблены ягуарами».Второе Солнце представлено богом ветра Ээкатлем (вверху слева): «В этот период род людской был уничтожен страшными ураганами, люди превратились в обезьян и лишь немногие, держась за ветки деревьев, уцелели».
Третье Солнце. Его символом и главным богом был властелин небесного огня Тейквияуилло (внизу слева).



Эта эпоха тоже не прошла благополучно: «Всё было уничтожено огненным дождём с неба и потоками лавы. Все дома сгорели. Люди превратились в птиц, чтобы спастись от катастрофы».
Четвертое Солнце представлено властительницей дождя, богиней Чалчиутлике (внизу справа): «Разрушение пришло в виде проливных дождей и наводнений. Горы исчезли, а люди превратились в рыб».



На стр. 74 «Дрезденского кодекса» есть любопытная иллюстрация легенды майя о Потопе. Там изображена старая богиня Чак Чел (явный аналог ацтекской Чалчиутлике) с морщинистым лицом, когтистыми руками и ногами, которая льёт воду с небес из глиняного сосуда. Пониже сидит, поджав под себя ногу, воин (возможно, он символизирует планету Венеру (Сириус)). Вверху изображен небесный змей. Его тело украшают не только узоры его собственной змеиной кожи, но также символы планет Венера. Марс, Меркурий и Юпитер. Раскрыв пасть, он заливает мир водой. (У арийцев богом дождя, породившего потоп был Сириус-Тиштрия. Прим. СМ)Смысл очевиден: мир был уничтожен Потопом по приказу богини дождя, и это уничтожение имело астральное значение, возможно, потому, что планеты завершили Великий цикл.

Пятое Солнце — эпоха, в которую жили сами ацтеки, должна закончиться страшным землетрясением.
Пять точек в первом кольце символически отражают количество Солнц, предначертанных человечеству.
В разных источниках сведения относительно последовательности эпох несколько противоречивы. Очевидно одно — в этих представлениях отразились воспоминания о стихийных бедствиях (наводнениях, опустошительных ураганах, страшных землетрясениях, извержениях вулканов), которые претерпели в давние времена обитатели Месоамерики.

20-дневный цикл ритуального календаря
2-е кольцо

Следующее, второе кольцо содержит двадцать символов, соответствующих названиям дней 260-дневного ритуального календаря (у майя 260-дневный год назывался «тцолкин», ацтеки именовали его «тоналаматль», что означает «священный год».
Пиктограммы дней следуют сверху против часовой стрелки. Треугольник в 1-м кольце указывает начало отсчета.



Каждый день месяца имел своe название:
1 – «крокодил» 2 – «ветер» 3 – «дом» 4 – «ящерица» 5 – «змея» 6 – «смерть» 7 – «олень» 8 – «кролик» 9 – «вода»10 – «собака»11 – «обезьяна»12 – «трава»13 – «тростник»14 – «ягуар»15 – «орел»16 – «сова», «гриф»17 – «движение»18 – «обсидиановый нож»19 – «буря», «дождь»20 – «владыка», «цветок»
Стороны света, определяющие жизненный путь
1-е кольцо, фоновое изображение
В первом кольце помимо прочего высечены 4 пиктограммы (две – вверху кольца, две – внизу), символизирующие стороны света (сверху слева, по часовой стрелке — Восток, Север, Запад, Юг).
Каждый день 260-дневного календаря ацтеков, название которого состояло из порядкового номера от 1 до 13 и названия месяца, был связан с определённой стороной света:
Восток, Север, Запад, Юг
1 Крокодил2 Ветер3 Дом4 Ящерица
5 Змея6 Смерть7 Олень8 Кролик
9 Вода10 Собака11 Обезьяна12 Трава
13 Тростник1 Ягуар2 Орел3 Гриф
4 Движение5 Нож6 Дождь7 Цветок и т.д.
и был благоприятным, неблагоприятным или нейтральным.
Восток связан с богом ветра. Символизирует плодородие, здоровье, удачу, прогресс, изобретения и открытия.
Cевер (символ «1 Обсидиановый нож» был подвластен богу смерти Миктлантеуктли. Приносит несчастья, беспокойство, волнение, тревогу... Ацтеки не любили эти дни.
Запад (символ «7 Обезьяна» имел благоприятное значение,
так как служил домом планеты Венеры, одного из воплощений Пернатого Змея — Кецалькоатля.
Юг (символ «1 Дождь» — дни расценивались как нейтральные. Связан с богом звёзд. Не всё удаётся сразу, но всё-таки удаётся.
Каждое направление имело свой цвет:



Восток – красный(цвет восхода солнца)Север – белый(цвет снега и льда)Запад – синий (у ацтеков – черный)(цвет смерти солнца — ночи)Юг – желтый(цвет зерна)

Если учитывать направления ВОСТОК – СЕВЕР – ЗАПАД – ЮГ,
то календарный круг можно представить как механизм не из трёх, а уже из четырёх зубчатых колес. Дополнительная 4-зубчатая шестеренка сторон света (в центре) гармонично взаимодействует с остальными в едином циклическом движении.

3-е кольцо
Это декоративная полоса из знаков драгоценных камней: «нефрита» и «бирюзы» (солнце было главным небесным светилом, поэтому ацтеки весьма часто использовали для его изображения драгоценные камни). Треугольные солнечные лучи (4 главных и 4 поменьше) направлены к внешнему кольцу.

4-е кольцо
Внешнее кольцо сформировано двумя большими огненными змеями, символизирующими период «жизни» Солнца. Вверху — пластинка с датой «13 Тростник» (соответствует 1479 году н. э.).
Сверху, рядом с пластинкой, высечены хвосты змей. Их тела состоят из сегментов с изображениями цветка и пламени, связанных с поклонением Солнцу.
Головы змей с открытой пастью и огромными клыками встречаются внизу. Между клыками можно различить профили богов. На теле змей (рядом с головами) — изображение священного для ацтеков созвездия Плеяд.


2010-05-17