Арсен Акопян
Сайт для друзей





Символ безграничной власти - Орел...

Бывало, клекотом тревожа целый мир,
И ясно озарен неугасимой славой,
С полуночной скалы взлетал в седой эфир
Орел двуглавый…

В. Брюсов

На протяжении всей истории человечества символы использовались для передачи смысла универсальных истин. Самые распространенные из них использовались многими народами, сохраняя мотивы и общее происхождение которых доказывает универсальность человеческого братства.

http://www.pravoslavie.ru/analit/rusideo/gerb1trans.gif

В древней символике орел, как и лев, символизировал царственность. В "Словаре международной символики и эмблематики" говорится, что "римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией". Позднее орел "был превращен в исключительно императорский знак, символ верховной власти". Именно поэтому орел получил в римском законодательстве официальное наименование "римская птица" (avis Romana).

Н. Шустов. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием
дани.  Литография XIX века. На троне Ивана III мы видим изображение
двуглавого  орла

Герб как эмблема государства выражал его национальную идею, то есть осмысленное народом историческое предназначение. Две увенчанные головы орла символизируют единство духовной и светской власти, власти патриарха и царя над русской землей. Наверху в центре располагается третий венец, знаменующий собой власть Бога над Россией. Одна голова орла обращена на Запад, а другая на Восток, символизируя срединное положение России и грядущее объединение их под властью российского императора. В XVII веке двуглавый орел взлетел на шатры Московского Кремля. Здесь тоже все было основано на глубочайшей и очень сложной символике. Сама конфигурация кремлевских стен - четырехугольник, стремящийся к треугольнику. Так средневековые зодчие совместили два религиозных символа - города Святой Троицы - "Царствия Треугольного" и четырехугольных стен апокалиптического Небесного Иерусалима - Царствия Божия. Первый каменный шатер, выложенный зеленой черепицей - символ Божественной Сени, Защиты и Покрова, - появился на Спасской башне в 1625 году. К концу XVII века такие же шатры увенчали все кремлевские башни. Шатры символизировали священность московского Кремля - "алтаря Москвы", а их зеленый цвет был уподоблен цвету стен Небесного Иерусалима.

Герб Российской империи В Апокалипсисе говорится, что они сделаны из ясписа - камня темно-зеленого цвета, символа Святой Троицы и Святого Духа. Согласно толкованию святого Андрея, архиепископа Кесарийского, яспис - "присно растущий и зеленеющий, животода-вец, символ жизни". В XVII веке двуглавые орлы появились на четырех проездных кремлевских башнях - Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой. Заметим, что их расположение в плане тоже давало трапециевидную фигуру, по форме близкую к конфигурации стен Кремля, как бы воспроизводя и повторяя ее. В марте 1918 года в Кремль переехало большевистское правительство, и в том же году 1 ноября на Лобном месте при огромном скоплении народа "торжественно" сожгли всю государственную символику дореволюционной России и царские регалии, причем двуглавому орлу предварительно перебили крылья, а вместо скипетра и державы в лапы вставили нагайку и цепи. В 1934 году двуглавые орлы были сняты и на те же четыре башни установили звезды из уральских самоцветов. Хорошо известны обстоятельства выбора двуглавого орла в качестве герба России. Еще в XVIII веке первый русский историк В. Н. Татищев, ссылаясь на «старую Гисторию Соловетского манастыря», писал: «Иоан Великий, по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаной с опушенными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям волоцким Федору и Ивану.

Рис. 3. Печать Федора Ивановича'Корабельник'

На лицевой стороне печати был изображен всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне двуглавый орел. Грамота и соответственно печать датировались 1497 годом. Версию Татищева поддержал Н. М. Карамзин, в «Истории государства Российского» написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».

Рис. 1. ПечатьИвана IIIРис. 2. ПечатьИвана Грозного

Европейцы узнали этот символ во время крестовых походов. Этот символ использовался как герб многих первых тамплиеров, отправившихся на завоевание Гроба Господня в Святой земле, и скорее всего, был заимствован ими в их путешествиях по территории современной Турции.С тех пор двуглавый орел стал часто использоваться в европейской геральдике. В Византии и Балканских странах он чаще имел декоративный характер. Двуглавых орлов изображали на тканях, ритуальных сосудах, стенах культовых сооружений. Причем используется первоначально на печатях территориальных княжеств и имперских городов. На печати 1180 года графа Людвига фон Саарвердена представлен двуглавый орёл.

Самый, вероятно, древний двуглавый орёл выточен из дымчатого нефрита ольмеками и радует глаза посетителей лучшего музея Коста-Рики. А, ведь именно ольмекам принадлежат главные достижения Нового Света: иероглифическое письмо; культ орла, ягуара, крокодила и змеи в искусстве; наблюдения звёзд и создание солнечного календаря.

Самое первое изображение двуглавого орла относится ко II тысячелетию до н.э. Оно высечено на скале, найденной в Передней Азии (Турция), и относится к памятникам исчезнувшей хеттской цивилизации. Двуглавый орел с распростертыми крыльями держит в лапах по зайцу. Современная интерпретация такова: царь бдит, взирая по сторонам, побеждает своих врагов, коих изображают зайцы, животные трусливые, но прожорливые.

 (640x430, 90Kb)

Орел связан с солнцем: орел — царь птиц, Солнце — царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Можно проследить эту аналогию по мифам Египта. Правда, в Египте никогда не водились орлы (они птицы гор и степей): в долине Нила обитали их ближайшие родственники — соколы. Египтяне изображали солнечный диск с крыльями сокола. Бога Гора изображали с головой сокола и солнечным диском на ней.

  

В Древней Греции бог солнца Гелиос путешествует по небу на колеснице, запряженной четверкой коней (квадриге). Но вот что интересно: есть редкие, видимо тайные, не предназначавшиеся для широкой публики изображения Гелиоса на колеснице, запряженной двуглавыми орлами. Их два, голов четыре. Получается, что квадрига — знак более древнего, тайного символа.

Одним из самых узнаваемых символов Древнего и Принятого Шотландского Устава (ДПШУ) является двуглавый орел. Если сравнить этот символ с белым запоном в символическом масонстве, то двуглавый орел, возможно, также является одним из самых древних символом Шотландского Устава, представляя собой воплощение многотысячелетней истории различных народов мира. Этот символ,  можно обнаружить в мифологии и религиозных верованиях многих народов и различных эпох? Орел является символом со множеством смысловых пластов, всегда олицетворявшим собой власть и благородство. Большие распростертые крылья служили символом защиты, острые когти – символом непримиримой борьбы со злом, а белая голова символизировала справедливую власть. Помимо этого, с орлом всегда ассоциировались сила, храбрость, нравственность и мудрость.

Некоторые аспекты двухгавого орла свидетельствуют о примордиальном значении на уровне архетипов. Так, двуглавый орел служит символом трансцендентности языка, истории, времени как такового, и доносит до разума восприятие вечной трансформации и вечных истин настоящей человеческой природы. По легенде, на портике храма Аполлона в Дельфах золотыми буквами было написано GNOTHI SEUTON, что означает «Познай себя». Символ двуглавого орла отсылает нас к этой простой инструкции греческого философа Пифагора, инструкции, служащей вратами к Свету и Истине, к исправленной природе человека, возвысившегося до горнего предела.

В Лувре находятся два больших терракотовых цилиндра, датируемых приблизительно третьим тысячелетием до н.э., покрытыми клинописью. Эти цилиндры были обнаружены при раскопках вавилонского города Лагаш, и содержат историю основания этого города царем Гудеа. http://myfhology.narod.ru/monsters/anzud.jpgНа цилиндрах записана история царя, как страна страдала от засухи, потому что «воды Тигра обмелели», и люди боялись прогневавшихся богов. Царю Гудеа в видении явился посланник небес, чей рост достигал невиданных размеров, и ноги которого стояли на земле, в то время как голова достигала неба. На его голове была корона бога, увенчанная буревестником, чьи крылья были распростерты над всем Лагашем.
Посланник небес в видении царя Гудеа - это вавилонский Нингирсу, бог солнца . Символическим зверем Нингирсу является орел Анзу, обычно изображаемый с головой льва. До наших дней сохранилось несколько изображений Анзу в виде двуглавого орла. Самое старое из этих изображений находится на глиняном цилиндре из храма Нингирсу, на котором нарисована жрица, подводящая обнаженного неофита к алтарю богини Баб, при этом находящаяся позади богини надпись поддерживается двуглавым орлом. Это самое старое изображение двуглавого орла на сегодняшний день.

В древней Месопотамии, на хеттских руинах, можно также обнаружить подобные изображения, датируемые XVI в. до н.э. В истории империи хеттов принято выделять три периода, при этом в период расцвета, помимо Месопотамии, империя включала в себя всю Палестину и Сирию. Эта воинственная империя успешно завоевала наследников Шумера и вавилонскую цивилизацию, и, таким образом, впитала в себя многие аспекты культуры, политического устройства и религиозных идей покоренных народов. Столица хеттов Хаттуса в то время являлась центром торговли и культуры в Западной Азии. При раскопках на месте бывшей столицы хеттов были обнаружены цилиндрические печати из глины, на которых также встречаются изображения двуглавого орла с распростертыми крыльями, изучение которых показало, что они могли использоваться также как платежное средство. Подобные изображения, датируемые 1400-1250 до н.э. были также обнаружены при раскопках в населенных пунктах Alaca Huyuk и Yzailikaya, при этом эти изображения носят более религиозный характер, поскольку они находились в окружении различных богов, а также служили символом хранителя ворот столицы хеттов.

Последняя династия Палеологов, правившая Византией, и пришедшая к власти после завершения четвертого крестового похода, сумела отвоевать Константинополь в 1261 году, и после попыток безуспешных объединения Православной Церкви с Римской Католической отметилась тем, что утвердила в качестве своей эмблемы двуглавого орла. После падения Византии, двуглавый орел стал императорским гербом многих стран Восточной Европы.

Существует несколько примеров использования символа двуглавого орла в истории. Эта эмблема появлялась в различное время в различные эпохи, и среди многих народов служила символом, напоминающим человеку о благородстве, его возвышенном происхождении и божественной природе. Повсюду, от Древнего Египта и Вавилона до Священной Римской Империи, от рыцарей тамплиеров до Православной Церкви, двуглавый орел играл важную роль.

Двуглавый орел – это алхимический символ, служащий для иллюстрации алхимического и герметического принципа SOLVE et COAGULA, или процесса разделения элементов, после чего требуется их очищение и освящение, после чего они опять будут объединены вместе. Этот процесс чем-то напоминает психологическую практику глубинного анализа, где личность изучается посредством детального анализа, где рассматриваются элементы подсознания, и после чего личность становится более цельной так, что все аспекты сознания находятся в гармонии – разделенное сознание излечено и человек становится цельным. В алхимическом трактате «Центр Освященной Натуры» Алипилия Мавританина /прим. тж. Ali Puli/ также можно найти отсылки к Великому Деланию:
«Тот, кто обладает знанием Микрокосма не может далее игнорировать познание Макрокосма. Это то, что усердные египетские искатели Натуры так часто говорили и громко повторяли – каждый должен ПОЗНАТЬ СЕБЯ. Эти речи воспринимались их отупевшими учениками как моральное назидание, и в таком невежестве перенесено было в их храмы. Но я наставляю тех, кто взалкал этого Искусства, что желаннее всего погрузиться во внутренние части Натуры, поскольку если те, кто взалкал не найдут внутри, они не найдут и снаружи. Если кто-либо познал величие собственного дома, стоит ли искать величие в других вещах? Вселенское Яйцо (Orb) мира содержит не великие и грандиозные мистерии, но маленького Человека, созданного Всевышним с тем, чтобы он обрел свой Образ. И тот, кто желает быть первым среди изучающих таинства Натуры, никогда не найдет большего или лучшего соратника в Делании, чем он сам. С этим продолжу описание египтян, и от всего своего сердца, и полученного мной определенного опыта, скажу моим спутникам слова тех египтян, и говорю громко – о, человек, ПОЗНАЙ СЕБЯ, там сокрыто Сокровище Сокровищ».

Согласно французскому исследователю Д. Лигу орел играет важную роль в символике масонства. Он встречается только в геральдике высших степеней. Орел являлся одним из символов розенкрейцеров - особого направления масонства, объединявшего масонов высших степеней. Розенкрейцеры именовали себя рыцарями князя орла и пеликана. 6-ая степень розенкрейцеров называлась "Немецкий Розенкрейцер или рыцарь черного орла". В 1775-1780 гг. розенкрейцерство получило широкое распространение в Южной Германии, Франкфурте, Баварии, Вюртемберге, австрийских государствах, в Голландии и Польше.

Монета ханаДжанибека

Мелкие медные монеты периода правления хана Джанибека (а по некоторым сведениям – и его предшественника хана Узбека) с изображением двуглавого орла достаточно хорошо известны нумизматам, разрабатывающим золотоордынскую тематику, но их наличие ещё ни о чём не говорит, так как подобные изображения присутствуют на монетах многих государств, в том числе и чеканившихся задолго до образования Золотой Орды. Двуглавый орёл, один из древнейших символов. Он происходит из стран Древнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (в Южной Месопотамии) VI века до н.э., барельефам IV – III веков до н.э. в Каппадокии (Центральной Турции). В VI веке этот символ проник в Сасанидское государство, а в XI веке двуглавый орёл становится элементом восточного орнамента, в особенности на тканях. В XIV веке двуглавый орёл встречается на медных монетах (сравнительно немногочисленных) золотоордынcкого хана Джанибека (1341 – 1357), однако государственным гербом в государстве Джучидов, наследников Батыя, двуглавый орёл не стал.


Орел - Это один из самых древних символов. Солярный символ, являющийся атрибутом солнечных богов во многих культурах, полуденное солнце, духовное начало, высота, вознесение, освобождение от уз, отвага, победа, гордость, апофеоз, величие, царственное происхождение, власть, сила. Двуглавый орел означает возможность усиления власти. 

  • У греков и персов был посвящен Солнцу, так как это символ высоты духа, отождествляемого с Со`цем, царем звезд. В разных традициях его рассматривали как священную эмблему Верховного божества - Одина, Зевса, Юпитера, Митры. Его жизнь освящена солнцем: считалось, что орел способен долететь до солнца, смотреть на него, не мигая, и соединиться с ним. В связи с этим орел олицетворяет вдохновение, высоту духа, который в состоянии взмыть к Небесам. Орел, летающий среди грома и молний - это символ подлинной смелости, способности преодолевать трудности. Поединок орла с драконом или змеей отображает победу духа и интеллекта над материей, низшими силами, инстинктами. В этой схватке орел олицетворяет солярные силы, добро, а змей - силы хтонические, зло. Кроме того, орел означает свет неявленный, тогда как змей - неявленную тьму, а вместе они составляют космическое целое, соединение духа и материи. Орел связан со стихиями воздуха и огня; он царь в воздушном пространстве, как лев - царь зверей на земле. Птица посвящения, посланник богов, он соединяет земную и небесную сферы.
  • В шумеро-аккадской традиции символ солнца, атрибут бога войны Нинурты (Нингирсу), а также Ашшура, ассирийского бога бури, молнии и плодородия. Двуглавый орел символизирует Нергала, божество, олицетворяющее испепеляющую жару полуденного солнца. Как посредник между богами и людьми в мифах выступала птица Анзуд, представляемая в виде орла с львиной головой.
  • В сирийской Пальмире орел с человеческими руками символизировал поклонение солнцу. О нем говорилось, что он может омолаживаться, троекратно погружаясь в воду или, как Феникс, от солнечного пламени.
  • В индуизме это Гаруда - упоминаемая в Рамаяне гигантская птица ведического бога Вишну. Гаруда изображается существом с человеческим туловищем, орлиной головой и крыльями. Устойчивый мифологический мотив, связанный с Гарудой - его постоянная вражда со змеями, "пожирателем" которых он является (символическое воспроизведение борьбы солярного героя с его хтоническим противником). Этот мотив, в частности, лежит в основе легенды о похищении Гарудой амриты (напитка бессмертия), восходящий к ведийскому мифу о похищении сомы орлом Индры.
  • В Китае орел означает Солнце, ян, власть, воителя, храбрость, упорство, острое зрение, бесстрашие, силу. Орел, одиноко сидящий на скале, являлся символом борца-одиночки, орел на сосне - символ долголетия в полной силе.
  • В буддизме орел - птица, на которой летает Будда. Атрибут Амогхасиддхи, одного из пяти дхьяни-будд, земным проявлением которого считают будду грядущего мирового порядка Майтрею.
  • У греков орел означает Солнце, духовную силу, царственность и удачу. Поскольку орел, по повериям, летает выше, чем любая другая птица, его рассматривали как выражение божественного величия. Первоначально являлся эмблемой Пана, затем - Зевса и как носитель его молний иногда изображался с молнией в когтях. Согласно Гомеру, орел со змеей в когтях, - символ победы. Он не только спутник и посланник великих богов, но часто их прямая персонификация. Так, когда олимпийским богам понадобился виночерпий, то Зевс посылает за Ганимедом орла или летит сам, превратившись в орла. В другом мифе гнев Зевса превратился в орла и терзал печень Прометея.
  • В римской традиции орел - одна из наиболее распространенных древних эмблем победы, его полет воспринимался как предзнаменование военного успеха. Еще со времен основателей Рима Ромула и Рема его изображали на штандартах как "птицу Юпитера".
  • В Иране орел символизирует победу; ее предвещает его полет над полем битвы. Великий Кир поместил его на свое знамя как символ победы и триумфа.
  • В Месоамерике он был древним божеством растительности, связанным с ягуаром, символом теллургических сил, тьмы, материи, и в тоже время символом пространства из света, небесным духом. Это символ воинов-Орлов, рыцарей ацтеков, чьи вожди украшали перьями себя и свой трон. Один из дней календаря ацтеков назывался "орел" ("каутли" , что предвещало родившимся под этим знаком воинственность.
  • В христианстве орел служит воплощеним божественной любви, справедливости, храбрости, духа, веры, символом Воскресения, вдохновляющих идей Евангелий. Полет орла ассоциируется с вознесением Христа, с молитвами, посылаемыми к небесам, с нисхождением милости Божьей и победой над злом, над грехом (в том случае, когда орел изображен со змеей в клюве). Орел часто служит символом души христианина, которая крепнет, благодаря добродетели. Как и в других традициях, орел играет роль посланника небес. Именно поэтому аналои, с которых читались Евангелия, часто делались в форме орла, расправившего крылья. Орел является символом евангелиста Иоанна. В Ветхом завете в видении Иезекииля говорится: "...и из средины его видно было подобие четырех животных... Подобие лиц их - лице человека и лице льва... лице тельца... и лице орла" (Иезекииль 1:5,10), что истолковывается как указание на четырех евангелистов.
  • У славян орел - божья птица, владыка небес. Он живет дольше всех птиц и обладает способностью к омоложению: когда наступает старость, он улетает на край света и, искупавшись там в озере с живой водой, снова обретает молодость.

Как геральдический символ орел встречается во многих гербах и государственных эмблемах. Это символ безграничной власти, победы и отваги, величия и духовного подъема.

История показывает, что первоначально, в древности, власти стремились решать проблемы политической и экономической жизни с опорой на сокровенные знания. И делали это тайно (отсюда название "сокровенные", скрываемые знания), чтобы ограничить к ним доступ посторонних людей и конкурентов. По-видимому, в отдельных странах существовали специальные "волшебные службы" со своими персоналом, документацией, целями и задачами.

Владимир Гринчув


2010-06-01