Арсен Акопян
Сайт для друзей





Конец Света был одинаков у всех..

Как известно, русский язык принадлежит к одной из самых крупных, индоевропейской (или индоарийской) языковой семье, к которой относятся и славяне, и германцы, и балты, и кельты, и греки, и романцы, и иранцы, и армяне, и индусы и т.д. и т.п. Единые корни большинства народов, населяющих Европу, Иран, Индию, прослеживаются не только в языковой общности. Они видны и из антропологических признаков («белая раса»), и из сходства древнейших религий. Сам собой напрашивается вывод, что и предки этих народов были общими.

О том же говорят легенды. Предания авестийской и ведической религий рассказывают, что наши далекие предки — древние арии — пришли на Землю более 40 тысяч лет назад со звезд Большой Медведицы и обитали на материке Арктида, располагавшемся на месте нынешнего Северного Ледовитого океана. Относительно «звездной прародины» нам, конечно, трудно судить, Большая Медведица вполне может быть связана просто с направлением, откуда они потом двигались на новые места проживания. Но существование в далеком прошлом Арктиды подтверждается современными исследованиями.

Ученые, занимавшиеся изучением древнейших преданий арийских народов, подтверждают и тот факт, что арии действительно жили некогда за Полярным кругом, поскольку в этих текстах содержатся описания явлений полярного дня, полярной ночи, северного сияния, и говорится о них, как о явлениях вполне заурядных. Так, в «Тайттирии-Брахмане», «Ведах» и «Авесте» описывается прародина людей, где год делится на один долгий день и одну долгую ночь, в «Ригведе» рассказывается о поведении солнца вблизи полюсов и полярном сиянии. Строгие математические рассчеты, подтвердившие полярное происхождение многих небесных явлений, относящихся к описаниям древнеарийской родины, произвел в свое время видный индийский ученый Балгангадхар Тилак.

Согласно легендам, одновременно с Арктидой существовали и другие развитые страны — Атлантида, Пацифида, Лемурия, Туле, погибшие в результате глобальной космической катастрофы. Кстати, один и тот же мотив фигурирует в фольклоре очень многих народов — что современные люди произошли от каких-то працивилизаций, уничтоженных стихийными бедствиями. Например, полинезийцы, как с Гавайских островов, так и из Новой Зеландии, жители островов Тонга, Самоа, Таити говорят о своем происхождении с некой «земли Гавайки», которая стала «землей духов», а жители Маркизских островов утверждали, что Гавайки находится прямо под ними. О существовании неких древнейших культур свидетельствуют и находки загадочных сооружений в Андах, Гималаях, на островах Океании. Или, например, установленный факт, что джунгли Амазонии раскинулись на землях, которые когда-то обрабатывались... И кто знает, не от исчезнувших ли цивилизаций произошли и другие крупные языковые семьи — тибетско-китайская, афразийская, алтайская (тюркская)?

Какой же катаклизм оборвал «золотой век» прошлых культур и народов, фактически уничтожил их? Многие современные исследователи — в частности, авестийская школа П. Глобы, на основании анализа древних текстов и астрономических данных считают, что этой катастрофой явилась гибель Фаэтона, пятой планеты Солнечной системы, служившаяся около 26 тыс. лет назад, вызвавшая поворот земной оси, изменения климата и другие бедствия. Легенды рассказывают, что древние арии, покинув гибнущую Арктиду, по Уральскому хребту двинулись на юг, и на Урале основали свое государство Хайрат — сначала Северный, потом Южный.

Попробуем представить, как могла выглядеть подобная катастрофа. В «Авесте» она трактуется как вторжение на Землю дьявола — Ахримана. В книге «Бундахишн» говорится, что Дух Разрушения обрушился на небо «и потащил его вниз, в Пустоту» (4.3). «И Ахриман прыгнул в форме змея, и затоптал столько неба, сколько его было под землей, и разорвал его» (4.4). «Затем он накинулся на воды, которые... расположены ниже земли; и он проделал дыру в середине земли и прошел через нее внутрь». «В полдень он обрушился на мир и сделал его темным, как ночь». «Он затемнил небо, которое выше, и то, которое ниже земли» (4.5). «И он принес водам иной вкус» (4.6). «На землю он напустил пресмыкающихся в телесной форме, и они смешивались друг с другом, эти гады, кусающие и ядовитые, змеи-драконы, скорпионы, ядовитые ящерицы, так что на всей земле не осталось места даже величиной с острие иглы, свободного от пресмыкающихся» (4.7). «И в растения он внес столько яда, что они тут же засохли» (4.8). Он принес на землю «отраву и боль, болезни и лень» (4.9). «Небесная сфера начала вращаться, и Солнце и Луна пришли в движение, и земля была поражена оглушающими громами гигантских демонов и их битвой со звездами» (4.10). «Затем Ахриман набросился на огонь, и он смешал его с тьмой и дымом; и Семь Планет вместе со многими демонами и их приверженцами смешались с небесной сферой для битвы с созвездиями» (4.12).

Греческий миф о Фаэтоне дошел до нас лишь в римских художественных переложениях (напр. «Метаморфозы» Овидия). Но и здесь мы можем различить черты какой-то космической катастрофы. «Землю охватило пламя, сначала на возвышенностях, и она раскололась глубокими трещинами, и вся влага на ней высохла. Луга сгорели, превратившись в белый пепел... Большие города рухнули вместе со стенами, и бескрайний пожар обратил целые народы в пепел... Леса были охвачены огнем вместе с горами... Дымились воды Дона; горит вавилонский Евфрат, кипят Фазис, Ганг, Дунай, Алфей... Нил в ужасе растекался во все концы земли... Огромные трещины зияют повсюду... Даже море сжимается... Горы, прежде покрытые глубоким морем, выпрыгнули наружу...» Моря начинают пересыхать, и морские божества страждут от зноя. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны, а их упряжь и обломки колесницы разбросало по всему небу. А Фаэтон с горящими на голове кудрями пронесся по небу, как падающая звезда, и упал в волны реки Эридан. «Заставив все сотрясаться от могучих толчков, она (земля) опустилась немного ниже, чем обычно». Гелиос при гибели сына от скорби закрыл свой лик. «Если верить рассказам, однажды целые сутки прошли без солнца. Но горящий мир давал свет».

Очень строгое, безо всяких прикрас, описание катаклизма, находим мы в преданиях аборигенов Австралии. «В те далекие времена, когда люди еще не жили племенами, пришла на землю великая тряска и большая вода. Задул самый сильный из ветров, пошел дым и полетела пыль с гор. Так было много дней и ночей и еще много дней и ночей. А потом вдруг все затихло. Не было ветра, но пропал воздух. Стало очень трудно дышать, и умерло много людей. Вдруг опять задул ветер, загремел гром, затряслась земля, и покатились по суше большие волны воды. Остались живы только те люди, которые забрались высоко на утесы. Ушла большая вода, и по земле запрыгали рыбы, такие, каких еще никто никогда не видел. Спустились люди с высоких утесов и удивились. Там, где были холмы, стали долины, а на месте прежних долин выросли холмы. Солнце тоже начало делать все наоборот: раньше оно приходило с севера и уходило на юг, а после великой тряски и большой воды стало приходить с востока и уходить на запад» (Сказки и мифы австралийцев. Сказки народов мира. М. 1987).

Новозеландцы-маори рассказывают, что «мощные ветры, бешеные шквалы, тучи, плотные, яростные, дико мчащиеся, бешено взрывающиеся, обрушились на мир, а в середине их Тангроа, отец ветров и штормов, и они уничтожили гигантские леса, вздыбили воды в волны, чьи гребни вздымались на высоту гор. Земля издавала ужасные стоны, и мчались волны океана». Туземцы островов Пуамоту говорят, что «земля погрузилась в океан, но была вытащена». Жители Самоа вспоминают о временах, когда «упало древнее небо» — поднялись тучи, «потом возник запах... запах стал дымом, который снова стал тучей... Море тоже поднялось, и в грандиозной катастрофе земля утонула в море... Новая земля поднялась из лона земли прошлой». О «падении неба» рассказывают легенды африканских племен овахереро, канга и луанги. Предание бразильского племени кашинауа сообщает, что «молнии сверкнули, и ужасно зарокотал гром, и все испугались. Потом небеса взорвались, и куски упали и убили всех и всех. Небо и земля поменялись местами».

Буддийские тексты сообщают, что «сначала поднялось огромное грозное облако. Поднялся ветер, чтобы разрушить мировой цикл... все дома на земле были разрушены... ветер перевернул землю вверх дном и швырнул ее в небо... пространства в сто ли, двести, триста, пятьсот ли треснули и были выворочены ветром... рассеяны в пыль в небе и разметаны». Это произошло, когда «миры столкнулись с мирами». В рукописях Авилы и Молины, собиравших поверья американских индейцев, сказано, что произошло столкновение звезд, люди и животные пытались укрыться в пещерах. «Едва они добрались туда, как море, выходя из берегов после ужасного сотрясения, начало подниматься над берегом Тихого океана... заливая долины и равнины вокруг». В вавилонском «Эпосе о Гильгамеше» с горизонта поднялось темное облако и обрушилось на землю, земля съежилась от жара пламени, «шесть дней ураган, потоп и буря продолжали уничтожать землю... и все люди были обращены в глину».

В финском эпосе «Калевала» описывается, что на землю с неба обрушился град железных камней, солнце вместе с луной были украдены с неба, опора неба ослабела, а потом от вспышки огня зажглись новое солнце и новая луна. В исландской «Волуспе» бились в небе «яркий змей, глядящий с небес» и «бешеный волк», что сопровождалось бурями, потом «мрак закрывает солнце», от сильного удара «раскололось небо... Из жилищ своих должны бежать люди... земля тонет в море, жаркие звезды катятся с небес, яростно дыбятся воды ...жар до неба доходит».

«Пополь-Вух», книга преданий майя, рассказывает: «Большие и малые горы сдвинулись и покачнулись». «Повсюду крушение и гибель... море вышло из берегов... было большое наводнение... Поверхность земли потемнела, и темный дождь лился дни и ночи... А над их головами был гром большого пожара». Сообщается также, что горы одновременно извергли огонь, пар и потоки лавы. Пошел огненный дождь, новые горы выросли из земли, и лава выливалась из разверзшихся земных трещин. «Манускрипт киче» дополняет: «Земля потемнела, и дождь продолжался день и ночь. И люди метались повсюду, как безумные; они пытались забираться на крыши, и дома с грохотом падали; они пытались взбираться на деревья, а деревья отбрасывали их в сторону; а когда они пытались укрыться в подвалах и пещерах, те внезапно оказались закупоренными... Земля сотрясалась, а движение Солнца было прервано».

«Анналы Куаухтитлан» сообщают, что во время катастрофы «лился дождь, но не из воды, а из огня и докрасна раскаленных камней». У индейцев Британской Колумбии, Тихоокеанского побережья Северной Америки, Колорадо, Оклахомы легенды гласят, что появились огромные тучи и наступила такая жара, что реки и океан кипели. «Горели горы, горела земля, все горело... Пожар поднимался к небу, где было пламя, большие молнии и факелы... Вода бесновалась, она прибывала, будто толпа рек, покрывала землю и зажигала огонь, катясь к югу... Вода поднималась на высоту гор». Присутствовало и некое небесное чудовище, которое летело «со свистом на губах; пока оно двигалось, оно дуло во всю мочь и производило ужасный шум» (Великовский И. Столкновение миров. Р-н/Д. 1997).

Древнегреческий автор Гесиод в своей «Теогонии» пишет о катастрофе: «Жизнь дающая земля растрескалась от огня... вся земля и воды океана кипели... казалось даже, будто земля и бескрайнее небо сомкнулись; и такой мощный удар произошел, будто землю раскололи, а небо сверху обрушилось на нее... Огромная земля стонала... Большая часть этой огромной земли была выжжена ужасным паром...» Платон пишет в «Тимее» о том, что Земля, «охваченная бурей ветров», столкнулась с неизвестным огнем, возникшим извне или «огромной глыбой земли», или водами «сильнейших потоков, которые пенятся и вырываются из берегов». Сенека тоже описывал потопы и пожары, чуть не погубившие Землю. Ссылаясь на знаменитого халдейского астролога и астронома, он писал: «Берос, переводчик Бела, связывал причину этих пертурбаций с планетами».

В древнекитайской энциклопедии «Синг-ли-та-Цуен-шу» рассказывается: «Следуя природной конвульсии, море выходит из берегов, из земли возникают горы, реки меняют свое течение, люди и все существа погибают». В других китайских легендах опять упоминается о падении неба, которое произошло «когда обрушились горы». «Леса горели... и вся земля была затоплена». Ужасная волна, «которая достигла неба», обрушилась на землю, «вода поднялась над высокими горами, а предгорий вообще не было видно». «Пять планет сошли со своего пути. Ночью звезды падали, как дождь. Земля тряслась». При этом «яркая звезда исторглась из созвездия Ин». В преданиях сибирских вогулов: «Бог послал море огня на землю...». В легендах лапландцев «центр земли дрогнул от ужаса, так что верхние слои земли провалились, и многие люди упали в эти пещеры, чтобы там погибнуть», а затем с неба спустился бог Юмбел, «вызвал дующий штормовой ветер и разъяренных воздушных духов... Вспененная, быстрая, поднявшаяся до неба, пришла морская стена, сокрушая все. Юмбел одним ударом заставил перевернуться землю; потом он снова выровнял мир». Эскимосы из Гренландии рассказывали миссионерам, что в старые времена мир перевернулся.

Разумеется, здесь приведена лишь небольшая часть подобных легенд и преданий, но и она способна дать представление о масштабах катастрофы и вызванных ею бедствиях. У различных народов, живших в разных регионах планеты картины катаклизмов, конечно же, отличаются — в памяти людей оставались, передаваясь из поколения в поколение, те губительные факторы, которые максимально проявились в землях проживания их предков. Но можно представить и приблизительную общую картину. Например, ясно, что катастрофа пришла извне, из космоса — это вторжение Ахримана, падение Фаэтона, обрушившееся небо, столкновение с «огромной глыбой земли», падение «осколков неба» или «яркой звезды», летящего «небесного чудовища» и т.п. А в диалоге Платона «Тимей» египетские жрецы прямо указывают Солону насчет мифа о «Фаэтоне»: «Положим, у этого сказания облик мифа, но в нем содержится и правда: в самом деле, тела, вращающиеся вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара».

Ряд теорий утверждает, что какое-то небесное тело — возможно, часть разрушившегося Фаэтона, его крупный осколок-астероид, врезалось в Землю. Предполагается, что удар пришелся в Южное полушарие, в районе Антарктиды («разорвал небо, сколько его было под землей», «накинулся на воды, которые... расположены ниже земли»). Вторгшееся тело проломило земную кору («проделал дыру в середине земли и прошел через нее внутрь»), где и остановилось. «Ад находится в середине земли, в том самом месте, где Дух Разрушения просверлил дыру и ринулся внутрь». (Книга «Бундахишн», 4.13). Современные оккультисты даже уточняют, что «дьявол» прошел Землю почти насквозь, но не смог пробить центрального плотного ядра и завяз внутри. Кстати, это хорошо согласуется и с католическими преданиями о судьбе «падшего ангела», низринутого с неба — например, модель, изложенная у Данте в «Божественной комедии», описывает, что сатана вонзился в Южное полушание и застрял в центре планеты.

Подтверждаются эти теории и геологическими данными. Так, в 1957 г. антарктической экспедицией США под толщами льда была обнаружена огромная воронка диаметром около 250 км и глубиной до 800 м. Конечно, из-за покрывающих ее сейчас ледников точный возраст кратера установить невозможно, но анализ однозначно показывает его космическое происхождение, причем это самый большой подобный кратер, известный в настоящее время на Земле. Согласно проделанным расчетам, такую воронку могло оставить, например, космическое тело, имевшее массу 13 млрд. тонн и летевшее со скоростью 70 500 км/час (хотя расчеты, разумеется, приблизительные) (Гигантский кратер в Антарктиде. В кн.: На суше и на море. М., 1978).

Но, судя по всему, главный осколок летел не один, и на Землю обрушилось несколько ударов различной силы. «По соседству» с Антарктидой, в Австралии, довольно часты находки тектитов, мелких стекловидных обломков метеоритного происхождения, оплавленных при вхождении из космоса в атмосферу — по-видимому, они сопровождали вторжение самого крупного тела («дождь из огня и докрасна раскаленных камней»). Котловина от большого метеорита известна и в Аризоне, причем ее возраст определен методом радиоуглеродного анализа и составляет как раз около 25 тысяч лет. А легенды местных индейцев говорят о том, что в этом месте спустилось с неба какое-то божество «в облаке огня». Кстати, это опровергает мнения некоторых скептиков о том, что устные народные предания попросту не могли донести до нас никакой информации на таких огромных промежутках времени. Мы видим, что дело обстояло как раз наоборот — память о глобальных катаклизмах неимоверного прошлого считалась настолько важной, что добросовестно сохранялась, облекаясь в мифологические формы и передаваясь из поколения в поколение. Видим мы и то, что 25 тыс. лет назад уровень развития людей уже позволял делать оценки происходящих явлений и осуществлять такую передачу сведений.

Стихийные бедствия на Земле — наводнения, бури, землетрясения, извержения вулканов, должны были начаться еще до столкновения — ив результате космических катаклизмов, нарушивших равновесие Солнечной системы, и в результате приближения к Земле постороннего тела. На этой стадии астероид должен был вызвать гравитационное смещение внутренних слоев Земли, морские приливы, притянуть к себе какую-то часть атмосферы: «и потащил его (небо) вниз, в Пустоту», «и небо съежилось от него в ужасе, в точности как съеживается овца, когда на нее нападает волк».

И наконец, последовал удар — точнее, серия ударов такой силы, что произошло смещение земной оси. «Солнце тоже начало делать все наоборот: раньше оно приходило с севера и уходило на юг, а после великой тряски и большой воды стало приходить с востока и уходить на запад». Об этом говорит не только австралийская легенда, но и предания других народов. Египетский «Магический папирус Харриса» сообщает о «смещении огня и воды, когда юг стал севером, а Земля перевернулась». О том, что она «перевернулась», сообщают также «Папирус Ипувера» и «Папирус Эрмитажа». Тексты, обнаруженные в египетских пирамидах, рассказывают, что «светило перестало жить на западе, и теперь на востоке светит новое». О том, что когда-то запад и восток поменялись местами, писали Страбон в «Географии», Солин, Платон в «Политике». О том же говорит стихотворение, обнаруженное при раскопках в сирийском городе Угарите. Различные виды движения солнца упомянуты в иероглифах Мексики. Небо и земля поменялись местами в сказаниях бразильских индейцев, земля перевернулась в сказаниях эскимосов.

О том, что солнце должно было взойти на севере, а взошло на востоке, рассказывают не только австралийцы, но и предания майя и ацтеков. В «Калевале» после катастрофы Солнце и Луна становятся «новыми». А в легендах индейцев поуни «настоящими», т.е. прежними направлениями горизонта считаются северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. Эти же направления служили основными в империи инков. Согласно Сенеке, раньше полярным созвездием была не Малая, а Большая Медведица (еще раз возвращаясь к «звездной прародине» — не отсюда ли предание древних ариев, что они пришли как раз с Большой Медведицы?). Арриан об определении направления по звездам пишет: «Финикийские мореплаватели делают это по Малой Медведице, а остальные люди по Большой». Утверждение, что Большая Медведица — полярное созвездие, содержится и в индийских «Упанишадах», и в египетских текстах, а в «Пуране» рассказывается, как Полярная звезда стала таковой. Народы саами и американские индейцы до недавнего времени почитали Полярную звезду и верили, что если она сойдет с места, Земля погибнет в катастрофе. А в некоторых египетских захоронениях, где, как известно, делались попытки изобразить «идеальный», вечный мир, куда переселяется душа, — обнаружены и изображения «идеальной» карты звездного неба, значительно отличающегося от нынешнего.

Итак, от удара планета перевернулась. Конечно, по отрывочным сведениям, дошедшим до нас в передаче от поколения к поколению, трудно судить о действительном смещении географических направлений и координат. Тем более, что глобальных катастроф на памяти человечества могло быть несколько — и о каком из них идет речь в том или ином случае, мы не знаем. Например, согласно Геродоту, египетские жрецы рассказывали ему, что солнце четырежды нарушало свое движение. О том, что «ход звезд менял свое направление четыре раза» со ссылкой на египтян писал и латинский автор Помпоний Мела. О «четырех веках», завершившихся катаклизмами, писали Гесиод и священная книга индусов «Бхагавата Пурана». Согласно преданиям майя, прежде нынешнего было «четыре солнца» других. В вавилонских астрономических текстах описаны три пути Солнца — путь Ану, путь Энлиль и путь Эа.

Кстати, сам факт подобных катаклизмов может объяснить многие загадки палеонтологии, палеоботаники и этнографии. Например, почему в Сибири когда-то росли тропические растения и жили слоны, а в море у Шпицбергена сформировались коралловые рифы, за полярным кругом найдены следы произрастания магнолии, калины, кипарисов, платана, каштанов, тополя, в Гренландии — винограда (Кондратьев А. М. Атлантиды пяти океанов. Л. 1987).

И причины для космических катастроф могли быть различными. Так, многие древние сказания упоминают о том, что в незапамятные времена на небе не было Луны. А другие предания, распространенные у полинезийцев, американских индейцев, бурят, киргизов, якутов, эскимосов, рассказывают о рождении планеты Венера. Но подробное исследование вероятности таких событий представляется задачей слишком уж сложной, да и выходит за рамки настоящей работы. Поэтому вернемся к катаклизму, который положил конец процветанию Арктиды и привел к исходу древних ариев.

В результате смещения земной оси Арктида, располагавшаяся где-то южнее, стала полярной областью. Не исключено, что некоторое время Земля колебалась, приходя к новому положению равновесия — «Семь Планет... смешались с небесной сферой для битвы с созвездиями», «Солнце и Луна пришли в движение», «небесная сфера начала вращаться». Естественно, при резком повороте планеты людям должно было запомниться ненормальное движение Солнца и Луны, а при «переезде» из экваториальной области в полярную бросилось бы в глаза именно «вращение» небесной сферы — раньше созвездия перемещались по небосклону в течение ночи с востока на запад, а после катаклизма вдруг стали перемещаться по кругу около некоего центра. Разумеется, все это сопровождалось колоссальными стихийными бедствиями — сильнейшими землетрясениями, разломами, усилением всех видов тектонической деятельности — «оглушающими громами гигантских демонов и их битвой с созвездиями», «великой тряской и большой водой», наводнениями, глобальными пожарами и бомбардировкой более мелкими сателлитами астероида, вроде «града железных камней», «осколков взорвавшегося неба» или «огненного дождя».

Гибель цивилизаций
Итак, представим, что Земля получила удар от столкновения с космическим телом, сопоставимый по масштабам разве что с термоядерной катастрофой невообразимой мощности. Жизнь, которая существовала в Антарктиде, была уничтожена мгновенно (а она там действительно существовала, еще в начале века на ледяном континенте неожиданно были обнаружены залежи каменного угля, а при последующих исследованиях удалось найти многочисленные образцы ископаемой флоры и фауны, характерной для Южной Америки, Южной Африки, Австралии и Индии).

Удар должен был прокатиться по всем оболочкам Земли—и по атмосфере, и по гидросфере, и по литосфере. В атмосфере поражающие факторы реализовались жутким ураганом, отраженным во многих преданиях, приведенных выше. Характерно, что как раз в Южном полушарии, в сказании австралийцев содержится упоминание о том, что между двумя шквалами «пропал воздух» — вслед за ударной волной всегда идет фронт разрежения. В других местностях, более удаленных от места катастрофы, этот фактор выразился слабее.

На морях вследствие того же удара возникла гигантская приливная волна. Она тоже упоминается сплошь и рядом, как «морская стена», «волны выше гор», в китайских хрониках «воды поднимались на большую высоту, угрожая небесам своими потоками»; у индейцев Перу «океан с грохотом обрушился на сушу», у индейцев чокто с севера появились «волны высотой с гору, быстро приближающиеся», у индейцев Тихоокеанского побережья США «вода прибывала... катясь к югу... поднималась на высоту гор». Пытаясь объяснить перенос на большие расстояния огромных камней, ученые еще в XIX в. установили, что подобное явление действительно имело место. Так, в 1894 г. Дж. Гейки писал: «Было установлено, что где-то и каким-то образом на далеком севере возникали и загадочно распространялись гигантские волны. Предполагалось, что эти волны устремлялись на землю, затем яростно обрушивались на горы и долины, унося с собой мощный груз обломков, камней и прочего мусора. Такие наводнения были названы «волнами перемещения».

Характерно направление волны, определенное Гейки и несколько раз упомянутое в легендах. Если главный удар пришелся в Южное полушарие, то вода должна была по инерции отхлынуть именно с севера на юг — как швыряет пассажиров автобуса в направлении, противоположном внешнему толчку. Но общая картина, конечно, была сложнее. Ведь к приливной волне добавились волны мощных цунами, образовавшихся от землетрясений. К тому же, из-за смещения планетарной оси океанические массы начали под действием центробежных сил перемещаться к новому экватору, затапливая целые страны. В средневековых европейских легендах, на которых строил свою модель Данте, земля Южного полушария, в ужасе уклоняясь от столкновения с падающим дьяволом, частично вздыбилась горой вблизи места удара, частично «застлалась морем» — и, убегая от нечистого, суша выступила из волн в «нашем полушарии», северном (Данте А. Божественная комедия. М. 1986). В перуанских легендах «земля изменила свои очертания, и море упало на землю», в преданиях полинезийцев «новая земля» стала меньше «старой», а у новозеландцев «осталось очень мало суши, выступающей над морем».

Ну а в литосфере удар отозвался грандиозным землетрясением. Сам этот удар тоже зафиксирован множеством легенд в виде «ужасного сотрясения», «падения неба», «удара, расколовшего небо», «мощного удара, будто землю раскололи», «удара, перевернувшего землю». Но от такого сотрясения, пролома коры и внедрения постороннего тела в глубинные слои Земли, неизбежно должна была активизироваться и ее собственная тектоническая деятельность — ее корежило землетрясениями, начались повсеместные извержения вулканов. При торможении космических тел в атмосфере и внутри планеты их кинетическая энергия должна была выделиться в виде тепла.

Пожары и зной, отраженные в приведенных выше легендах, объясняются и другими факторами. Облака раскаленных газов вырывались из разломов, а если эти разломы оказывались на дне моря, то кипела вода, соприкасаясь с раскаленной магмой, и образовывались огромные тучи горячего пара. Кроме того, при нормальном движении по орбите и равномерном вращении различные слои и участки Земли обладают одинаковой угловой скоростью и разными значениями линейной скорости — большей у экватора и меньшей у полюсов. Но при смещении планетарной оси и угловая, и линейная скорость изменились. В одних регионах происходило ускорение движения, в других — торможение, и часть энергии тоже выделялась в виде тепла. Отсюда и описания жары, сжигавшей целые страны.

Правда, дать точную географию тех или иных бедствий сейчас уже проблематично, ведь расселение племен и народов, сохранивших их описания в своих легендах, было иным, чем сейчас. Мы не знаем даже происхождения эллинского мифа о Фаэтоне. Сами греки по происхождению были индоарийцами, но часть своей мифологии позаимствовали у автохтонного населения Эллады, у египтян, ливийцев и семитских народов Ближнего Востока. Однако из различных описаний катастрофы ясно, что сочетания поражающих факторов и их губительная сила в разных регионах Земли были неоднозначны. И если в одних местах катастрофа привела ко всеобщей гибели, то в других была разрушена лишь материальная основа цивилизации, а у людей имелись шансы выжить.

Так было и в Арктиде. Здесь не должна была сказаться губительная сила приливной волны и потопов. Вероятно, поэтому авестийские тексты не упоминают об этих факторах. Наоборот, отсюда море первоначально ушло — резко откатилось на юг с той же приливной волной, а обратно вернулось лишь частично, поскольку воды, как уже говорилось, отхлынули к новому экватору. Глядя на карту, можно предположить, что до глобальных катастроф море занимало Западно-Сибирскую равнину, север Европейской части России — те районы, где сейчас раскинулась болотистая тайга. Довольно отчетливой выглядит граница от Валдайской возвышенности, по территории Московской области и далее на восток к Северным Увалам и Уралу. Возможно, некоторые современные возвышенности были некогда цветущими островами. Косвенным подтверждением того, что на территории России моря распространялись гораздо дальше, чем теперь, служит наличие морской фауны в Байкале. Да и Каспий был когда-то связан с другими морями.

Разрушительных проявлений катастрофы, конечно, хватало и на севере. В «Зенд-Авесте» сказано: «Море кипело, и все берега океана кипели, и вся середина его кипела». В нанайском мифе о Кадо «вода кипела — горой стала, гора кипела — рекой стала». То есть, здесь произошел значительный выброс тепла, или образовались подводные разломы земной коры. Моря испарялись и пересыхали, отхлынув отсюда, а на их месте образовались непроходимые болота, зараженные разлагающимися останками организмов. Ряд факторов перечислен в книге «Бундахишн». «И он принес водам иной вкус» — нарушились водонесущие слои, море проникло в них через разломы. Вода в результате землетрясений растворила значительное количество солей, смешалась с массами пыли и вулканического пепла. «Гады, кусающиеся и ядовитые», «на всей земле не осталось места даже величиной с острие иглы, свободного от ползучих гадов», «множество мух... рассеялось по земле, которая была повсюду отравлена» — при землетрясении пресмыкающиеся всегда лезут на поверхность. Паразиты размножались на гниющих растениях и трупах животных. В египетских и китайских источниках также содержатся упоминания о невиданном размножении насекомых в результате каких-то мутаций или миграций. Огонь смешался с «тьмой и дымом» — атмосфера насытилась водяными парами, выбросами вулканических газов и пепла. Ахриман принес «отраву и боль, болезни и лень» — естественно, катастрофа сопровождалась эпидемиями вследствие изменений климата, вирусных и бактериологических мутаций, радиоактивности и гиблых испарений тех же болот.

Тем не менее, хотя население Арктиды тоже серьезно пострадало от катастрофы, уцелела какая-то часть людей, достаточная для сохранения основ цивилизации. Однако место стало непригодным для обитания. Началось похолодание и другие изменения климата, связанные с тем, что Арктида превратилась в полярную страну. В «Авесте» говорится — «в полдень он обрушился на мир и сделал его темным, как ночь». Поскольку указана и дата «вторжения дьявола»: «в месяце фравардине, в день Ахурамазды», что соответствует точке весеннего равноденствия, 21 марта, то Арктида внезапно оказалась местом, где только-только начинался переход от полярной ночи к полярному дню. В финском эпосе «Калевала» рассказывается, что «даже птицы слабели и гибли, мужчины и женщины слабели и умирали от голода, погибали в холоде и мраке от отсутствия восходящего солнца». Исландская «Волуспа» сообщает, что после мирового пожара пришел «ужасный Фимбульветр в конце этого мира». Фимбульветр — это долгая, суровая зима.

Вдобавок, после смещения оси Земля стала менять форму, растягиваясь к новому экватору и сплющиваясь у новых полюсов. Ведь грубо говоря, земная кора подобна оболочке мяча, под которой находится расплавленное вещество магмы и мантии. И теперь под действием изменившихся центробежных сил эта материя смещалась к экваториальной области, как и воды океанов. Как раз полюса и экватор, где изменения формы были максимальными, должны были стать эпицентрами мощных тектонических процессов. Арктида постепенно опускалась. (Это, кстати, совпадает с описанием катастрофы у Овидия, где после падения Фаэтона земля, «заставив все сотрясаться от могучих толчков... опустилась немного ниже, чем обычно»). Но, в отличие от экваториальных стран, гибель Арктиды была длительным процессом, что дало возможность уйти спасшимся людям.

В этом плане обращает на себя внимание древнеславянское предание о какой-то катастрофе, сохранившееся в текстах «Велесовой книги». «[Начало текста отсутствует] ...И вновь было великое похолодание. Родичи бились за главенство, и многие говорили: «Не пойдем к Роду, так как нет успокоения огнищанам, а будем лучше сами в лесу или горах хозяйствовать». И сильно сердился и лютовать волил на это бог Сварог. Наказуючи, великое смятение горам утворил. И славяне в ночи пробудились великим громом и земли дрожанием и слышали, как каменные горы вопили. Страхом объятые и ослепшие, пошли вон из селений, а овец бросили. А поутру видели дома разрушенные, одни горы стали долинами, а иные в дыре великой земной без следа пропали. И были те славичи в великом оскудении и скотину кормить ничем не имели. И сказали Арию отцы: «Веди нас вон». И рек Арий: «Тогда я буду над вами с сынами моими». Сказали ему: «Тогда подчинимся тебе» (ВК III 38а). Как видим, здесь нет наводнений, но указаны как раз факторы катастрофы, которые могли происходить в полярной области — похолодание, тектонические процессы. Характерно и то, что исход уцелевших возглавляет Арий. То есть, текст, вероятно, относится к племени ариев или подчинившемуся им союзу племен.

Трудно сказать, являлась ли Арктида материком в полном смысле этого слова. Северный Ледовитый океан очень уж невелик, чтобы вместить материк. Да и взгляд на карту его глубин говорит не в пользу «материка». Возможно, это был большой остров, наподобие Гренландии или единый с Гренландией. Разница, конечно, не суть важна. Зато понятен смысл легенд, почему именно Уральские горы дали возможность спасения и стали дорогой, по которой ушли со своей родины арии. Ведь Новая Земля и Уральский хребет представляют собой единую горную систему. Проливов Карские Ворота и Югорский Шар, отделяющих ныне Новую Землю от материка, не существовало. А восточнее и западнее Уральских гор лежали оставшиеся от морей гнилые болота. Ариям, прежде всего, требовалось найти относительно здоровую местность с приемлемым климатом, менее подверженную остаточным явлениям катаклизма. А ближайшей такой местностью могли стать районы, лежащие за Северными Увалами, т.е. южнее 60-й параллели: бассейны Камы, Вятки, Белой и далее на юг. Что совпадает с интерпретациями легенд, располагающими как раз в этих местах древнее государство Хайрат.

Может быть, как раз этой цивилизации соответствует археологическая загадка, обнаруженная в здешних краях. Поселения, относящиеся по всем признакам к довольно высокой культуре «эпохи бронзы», с бревенчатыми домами, весьма совершенными орудиями труда, следами выплавки металла — но многие костяные изделия изготовлены из костей животных, вымерших задолго до официально принятого «бронзового века»: мамонта, волосатого носорога, верблюда, зубра, гигантского оленя. Правда, подобный феномен объясняют иначе — что люди находили вблизи своих жилищ, где-нибудь в речных размывах, залежи старых, ископаемых костей, и использовали их в своих целях. Но ведь возможен и другой вариант — что в данной географической точке высокая культура и мамонты оказались вдруг современниками.

Нельзя исключать и вероятность того, что какая-то часть ариев ушла на «другой берег». Некоторые племена североамериканских индейцев тоже называли себя «сыновьями Большой Медведицы». А среди народов Центральной Америки были широко распространены предания о «белых богах» или «белых царях». Религиозные культы имели ряд общих черт с древними индоевропейскими культами, хотя и отличались от них сильнее, чем внутри индоевропейской семьи. Обычай скальпировать врагов существовал не только у индейцев, но и у скифов, у галлов. Правда, перечисленные общие явления могли возникнуть в результате последующих миграций народов — «мост» между материками на месте нынешнего Берингова пролива существовал еще долгое время после рассматриваемых событий.

И в других регионах Земли тоже кто-то уцелел. Где больше, где меньше. Где-то отдельные рассеявшиеся люди, где-то их сообщества той или иной степени организации. Например, согласно Платону («Тимей»), египетские жрецы рассказывали Солону, что их землю катастрофы пощадили. О глубочайшей древности Египта сообщает и Геродот. А может статься и такое, что грузины, абхазы, дагестанцы являются дальними потомками уцелевших атлантов. Потому что на родственных им языках кавказской группы говорили древние иберы, населявшие Пиренейский полуостров, расположенный поблизости от предполагаемого местонахождения Атлантиды.

Остатки каких-то «сухопутных» цивилизаций могли очутиться на островах, а остатки островных цивилизаций — в сплошном окружении гниющих болот, отрезанными ото всего мира, и деградировать в борьбе за существование. Так, в кельтских легендах нередко упоминаются страны жутких болот, населенных нечистью и выродившимися людьми, обычно жалкими и дикими. В космогонических легендах германцев, китайцев, индокитайцев тоже содержатся сведения о «морях грязи», покрывавших мир, из которых появлялись всякого рода чудовища и какие-то люди. А в легендах многих народов Африки, Океании, Америки именно из этой грязи боги лепят новых людей после катастроф, погубивших «все человечество».

Шамбаров В. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М. 2009, стр. 15-33.

2010-09-02