Арсен Акопян
Сайт для друзей





Загадка Ордена Дракона

 (413x500, 93Kb)
Сигизмунд Люксембург. Гравюра из хроники Ульриха фон Рихтенталя (XV в.).

Рыцарский Орден Дракона (Societas Draconistrarum) был создан в 1408 г. венгерским королем Сигизмундом I Люксембургом (1368–1437), будущим императором Священной Римской империи (1433–1437). Это было жалкое подобие рыцарских орденов эпохи развитого Средневековья. Члены Ордена Дракона были тщательно отобраны среди представителей правящих династий Европы, а целью была провозглашена не столько борьба с турками на вражеской территории и организация новых крестовых походов, сколько защита самого Сигизмунда и Венгерского королевства от турецкого нашествия. Членство в Ордене имело почетно-формальный характер, среди рыцарей числились такие мало имеющие отношение к противостоянию с турками лица как английский король Генрих V, великий князь Литовский Витовт, польский король Владислав II (Ягайло), датский король Кристофер III и др.
 (500x340, 89Kb)
Милош Обилич клянется убить султана перед битвой на Косовом поле. На шлемах у Милоша и его соратников – фигура дракона.

Предшественником Ордена Сигизмунда являлся Орден Дракона святого Георгия Победоносца, созданный сербским князем Милошем Обиличем. Задачей его членов было… убийство турецкого султана Мурада I (то есть христианское рыцарство опустилось до террористических устремлений наподобие исламских ассасинов, в свое время противопоставляемых тамплиерам). Впрочем, цель эта осуществилась: султан был заколот Милошем во время битвы на Косовом поле 28 июня 1389 г. На неблагоприятный для христиан исход битвы это нисколько не повлияло.

 (500x500, 50Kb)

 (500x395, 59Kb)
Два варианта эмблемы Ордена Дракона.

Символом Ордена Сигизмунда был дракон, несущий пылающий крест. Орден имел две степени посвящения. В первой из них состояли 24 рыцаря, которым позволялось носить эмблему с изображением дракона в сопровождении креста, во второй – те, которые носили одного лишь дракона с хвостом, намотанным вокруг шеи (крест изображался символически у него на спине, а не в качестве самостоятельной величины). В этом отличии видится уже чрезмерное внимание к церемониям и знакам эпохи «осени Средневековья» (XV в.). Девизами Ордена были «O quam misericors est Deus» («О, как милосерден Господь») или «Justus et paciens» («Оправданно и мирно»). Понятно, что после смерти Сигизмунда в 1437 г. Орден стал быстро приходить в упадок.

 (340x500, 74Kb)
Влад III Цепеш. Портрет XVI в.

Однако еще в 1431 г. Сигизмунд расширил Орден, приняв в него новых членов, в частности, правителя Валахии Влада II Дракулу (1390–1447) и ряд знатных венгерских аристократов. Интересно, что эмблема Ордена перекочевала затем на гербы венгерских благородных семейств, например, Батори и Ракоши. Использовал эту эмблему и Влад II – на своем личном ожерелье из шести монет, а также в персональном гербе и печати. Использовал эмблему и его знаменитый сын Влад III Цепеш (1431–1476), получивший прозвище «Дракула» и ставший прототипом графа Дракулы из одноименного романа Брэма Стокера (1897).

 (300x500, 77Kb)
Влад Цепеш в образе Понтия Пилата с картины 1463 г. Доверять этой картине не стоит. Ее написал немецкий мастер. Именно немецкие купцы, которых Цепеш «поприжал» в Валахии и Трансильвании, распространяли о нем самые ужасающие слухи.

В истории Влада Цепеша чрезвычайно трудно отделить истину от вымысла. Однозначно нельзя определить даже источник происхождения его прозвища. Оно означает «сын Дракона» – «Drăculea» и, похоже, перешло к Цепешу от отца. Однако на румынском языке слова «дракон» и «дьявол» (dracu, draci – «черти» во множественном числе) произносятся почти одинаково, так что имя Цепеша звучало весьма странно для христианского правителя. Что первично – поведение валашского господаря или его прозвище, породившее массу легенд? Ответить теперь невозможно, но в любом случае, следует задаться другим вопросом: отчего христианский Орден избрал такую эмблему?

Название Ордена тесно связано с древними верованиями балканских народов: в балканском фольклоре змей, дракон – зачастую положительный персонаж, защитник рода, герой, побеждающий демона. Румынское слово «dracu» происходит от латинского «draco», «draconis» – «дракон», к которому восходит и французское слово «dragon» – «дракон».

 (345x500, 97Kb)
Жена, облеченная в Солнце, и дракон с семью головами. Гравюра Альбрехта Дюрера (1498)

 (354x500, 102Kb)
Битва архангела Михаила с драконом. Гравюра Альбрехта Дюрера (1498).

С другой стороны, в христианской традиции дракон ассоциируется именно с дьяволом, и созвучие слов тут значения не имеет. «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на его головах семь диадем. Его хвост увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12, 3-4). По распространенному толкованию, дракон здесь – сам сатана, а треть звезд – падшие ангелы, которых тот обольстил. «Он взял дракона, древнего змея, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Откр. 20, 2).

 (348x500, 85Kb)
Сигизмунд и Барбара фон Цилли на Констанцском Соборе. Иллюстрация из хроники Ульриха фон Рихтенталя (XV в.).


Согласно уставу Ордена Дракона, разработанному канцлером Венгерского королевства Эберхардом и утвержденному буллой Римского папы, задача Ордена – защита Креста и уничтожение его врагов, ассоциирующихся с драконами. Действительно на эмблеме крест торжествует над драконом, но в имени Ордена присутствует один лишь дракон! А во второй версии эмблемы крест вообще малозаметен. Устав сохранился только в копии 1701 г. Известно также, что Сигизмунд, хоть и слыл ревностным защитником католичества, возвращал к жизни с помощью мага свою супругу – Барбару фон Цилли (1392–1451).

(с) clubs.ya.ru/historyart
Арминас


2010-08-05